Системы менеджмента качества (ISO 9001)

Историческая справка

Первая версия стандартов ИСО серии 9000 была введена в действие в 1987 году. В 1994 году были пересмотрены основные стандарты этой серии (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 и ИСО 9004). В 2000 году введена в действие третья версия стандартов. Согласно этой версии базовыми стандартами серии являются:

  • ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
  • ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»
  • ИСО 9004 «Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности»
  • Кроме указанных стандартов в серию включены новые стандарты: ИСО 19011 «Руководящие указания по аудиту системы менеджмента качества и (или) экологии», ИСО 10012 «Требования к измерительному оборудованию» и ИСО 10015 «Менеджмент качества. Основные направления подготовки персонала».

Переход к версии ISO 9001:2015 был обусловлен:

- стремлением разработать упрощенную версию стандартов, которая будет в равной степени применяться как к малым, так и к средним и большим организациям.

- определить количество и осуществить детализацию требуемой документации таким образом, чтобы она наиболее полно отвечала желаемым результатам процесса деятельности организации.

ISO 9001:2015 позволяет организации быть более гибкой при выборе способа документирования своей системы менеджмента качества (СМК). Это даёт возможность каждой организации разработать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации результативного планирования, осуществления процессов и управления ими, обеспечения постоянного повышения результативности своей СМК.

Концепция стандартов ISO 9000

Стандарты ИСО серии 9000 выступают, как универсальный инструмент оценки способности организации обеспечить выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям потребителя. При этом основным средством обеспечения соответствия продукции установленным требованиям является система менеджмента качества организации, разработанная для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.

Внедрение стандартов ИСО серии 9000 увеличивает возможности организации в достижении долговременных целей в бизнесе.

Построение и функционирование системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ИСО 9001, базируется на следующих принципах:

  • ориентация на потребителя;
  • лидерство руководителей;
  • вовлечение работников;
  • процессный подход;
  • системный подход к менеджменту;
  • постоянное улучшение;
  • принятие решений, основанное на фактах;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Процессная модель системы менеджмента качества отражает интеграцию таких основных ее составляющих, как:

  • ответственность руководства,
  • менеджмент ресурсов,
  • выпуск продукции,
  • измерение, анализ и улучшение.

Модель позволяет рассматривать деятельность организации, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях по принципу замкнутой цепи.

Горизонтальная петля свидетельствует о том, что потребители играют основную роль в определении требований к продукции. Эти требования являются входом в процессы жизненного цикла продукции. Измерения и анализ удовлетворенности потребителей используются в качестве показателя для оценивания степени выполнения установленных требований, ответственности руководства за выполнение этих требований и постоянное улучшение системы менеджмента качества.

Вертикальная петля свидетельствует о том, что руководство организации ответственно за выделение необходимых ресурсов, за установление процессов жизненного цикла продукции, за измерения и анализ качества продукции, а также за постоянное ее улучшение.

Структурная схема

Разделы стандарта

Стандарт ИСО 9001 предназначен для оценивания внутренней и внешней сторонами способности организации удовлетворять требования потребителя к продукции. Разработанная в соответствии с требованиями ИСО 9001 система менеджмента качества дает потребителю уверенность в том, что выпуск продукции в организации находится под управлением.

Основные требования ИСО 9001 к системе менеджмента качества изложены в следующих его разделах:

4. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
4.1. Общие требования
4.2. Требования к документации
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА
5.1. Обязательства руководства
5.2. Ориентация на потребителя
5.3. Политика в области качества
5.4. Планирование
5.5. Ответственность, полномочия и информирование
5.6. Анализ со стороны руководства
6. МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ
6.1. Обеспечение ресурсами
6.2. Людские ресурсы
6.3. Инфраструктура
6.4. Производственная среда
7. ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
7.1. Планирование процессов жизненного цикла продукции
7.2. Процессы, связанные с потребителями
7.3. Проектирование и разработка
7.4. Закупки
7.5. Производство и обслуживание
7.6. Управление измерительными и контрольными приборами
8. ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ
8.1. Общие положения
8.2. Измерения и мониторинг
8.3. Управление несоответствующей продукцией
8.4. Анализ данных
8.5. Улучшение

Что дает организации внедрение ISO 9000

  • Возможность минимизировать риск отказа потребителей от продукции или ее возврата (вследствие отсутствия требуемого уровня и стабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшением эконо-мических показателей.
  • Повышение конкурентоспособности продукции и, как следствие, расширение внутреннего рынка и увеличение экспортных возможностей.
  • Повышение деловой репутации организации в глазах потребителей и общества, укрепление доверия к фирменной марке и, как следствие, рост заказов и увеличение объемов сбыта продукции (услуг).
  • Улучшение экономических показателей (увеличение продаж; рост прибыли; повышение производительности и рентабельности; уменьшение затрат, связанных с устранением дефектов, переработкой некачественной продукции, выплатой штрафов; сокращение объема штрафных санкций за нарушения в области охраны окружающей среды), увеличение рыночной привлекательности организации.
  • Получение привилегий на поставку продукции для федеральных государственных нужд.
  • Получение или продление лицензии на производство продукции или проведение работ.
  • Преимущество при сертификации продукции.
  • Облегчение получения инвестиций, банковских кредитов и государственных субсидий, преимущества при страховании продукции.
  • Повышение эффективности фирменного менеджмента за счет систематизации деятельности, документирования процедур.
  • Улучшение отношения исполнителей к работе (необходимые документы и обучение, более простое предоставление информации о проблемах, ощущение надежности работы и др.)
  • Возможность «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне.
  • Преимущества в тендерах (конкурсах) на поставку продукции (услуг).